Главная страница Комод Кухня Компьютерный стол Плетеная мебель Японский стиль Литература
Главная  Кремниевые микросхемы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

в машину, программа ассемблера преобразовывает все символические коды и адреса в программу на языке машины, размещает получившуюся программу на машинном языке в правильном порядке в памяти и берет на себя также заботу о правильном использовании всех адресов при прохождении программы.

Программа ассемблера может извлекаться из ПЗУ или вводиться с магнитной ленгы путем считывания в ОЗУ микро-ЭВМ (в память с произвольным доступом) каждый раз, как только она понадобиться. Естественно, можно также написать свою собственную программу ассемблера.

Зачем пользуются языками высокого уровня?

С языками высокого уровня, такими как БЕЙСИК, еще меньше проблем, поскольку не нужно заботиться об истинных адресах ячеек памяти. Программа компилятор или интерпретатор возьмет всю заботу о них на себя, а также даст возможность использовать для написанных команд коды (выражения), имеющие вид английских слов. Более того, некоторые команды могут быть сгруппированы вместе как некое выражение (утверждение) форматом в одну строчку.

На языке БЕЙСИК, например, сложение двух чисел имеет вид простого выражения:

LET С = А + В

Искомый ответ можно получить на экране дисплея, не зная даже, где он находится в памяти, используя команду

PRINT С

Полная программа, включая ввод данных и печать результата, будет выглядеть следующим образом:

10 LET А=7

20 LET В=13

30 LET С=А-ЬВ

40 PRINT С 50 END

Примечание. Строчки программы принято нумеровать целыми десятками, чтобы легко было вернуться и вставить пропущенную строчку, если вы ошиблись.

Вся эта программа вводится с помощью клавиатуры и выполняется после набора команды RUN.

Почти сразу в следующей строчке на экране дисплея появляется значение С, равное 20.



Ну и что? Этот же результат можно получить еще быстрее, сложив 7 и 13 в уме!

Да, но простые программы, рассматривавшиеся до сих пор, имели целью лишь проиллюстрировать, как следует размещать данные в памяти и затем пересылать и обрабатывать их, как это требуется. Это может проделать даже простой калькулятор! Микро-ЭВМ как более мощное вычислительное средство отличает ее способность выполнять не только обычный набор арифметических операций, но и более сложные команды, такие как логические, условные, а также команды сравнения, что существенно расширяет возможности составления и реализации более сложных программ.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Основные логические операции

Если микро-ЭВМ - всего лишь совокупность переключателей, то как она может выполнять арифметические и логические операции и операции сравнения?

Логические операции наиболее легко реализуются. Они основаны на булевой алгебре, предложеннной в 1854 г. Дж. Булем для исследования процессов человеческих рассуждений. Позднее аппарат булевой алгебры стал применяться для анализа электрических переключательных схем. Существует пять основных, наиболее часто используемых операций: НЕ (NOT), И (AND), ИЛИ (OR), И-НЕ (NAND), ИЛИ-НЕ (NOR). Каждая из них может реализоваться путем построения соответствующей электрической схемы, называемой логическим элементом. Различные логические элементы, по-разному соединенные, образуют схемы, реализующие довольно сложные функции, такие как сравнение, вычитание, сложение и т. п.

Рассмотрим эти пять основных логических операций с тем, чтобы проследить, как их можно реализовать с помощью простых переключателей. Не пытайтесь пока преобразовать их в TpansncTopvibie схемы. После освоения этих логических операций, пользуясь несколькими



существующими типовыми приемами, нетрудно будет получить транзисторную схему, реализующую любую операцию, с помощью всего одной базовой КМОП-струк-туры.

Что такое элемент НЕ?

Операция взятия дополнения до единицы, или операция инверсии, или операция НЕ (NOT), обозначается черточкой над инвертируемой величиной. Так, например, НЕ Л записывается как А.

Рассматриваемая аппаратура способна воспринимать лишь двухуровневые сигналы, соответствующие двум ло-

Выход и.

Bbixad О

4 1)

Рис. 4.1. Элемент НЕ:

а - схемное обозначение; 6-инверторный переключатель (вход 0. виход I); в - инверторный переключатель (вход 1, выход 0)

гическим состояниям: 1, представляемой положительным потенциалом f/+, и О, представляемым нулевым потенциалом (в положительной логике). Следовательно, если А есть О, НЕЛ должно быть 1, и наоборот. Схемное обозначение элемента НЕ (инвертора) приведено на рис. 4.1, а.

Реализацию операции НЕ можно проиллюстрировать с помощью рассмотренной ранее ключевой модели, т. е. двух ключей в одном корпусе, подключающих выходную цепь либо к источнику положительного напряжения либо к земле. Если входной сигнал равен нулю, выход переключателя соединяется с полюсом [/+ (логическая 1; рис. 4.1,6). Если входной сигнал равен [/+, выходной сигнал будет нулевым (рис. 4.1, в).

Все схемы логических элементов, рассматриваемых в этой главе, обладают одной общей особенностью: значение сигнала на выходе каждой схемы зависит только от значений сигналов, поданных в настоящий момент времени на все ее входы, и меняется с изменением этих



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

© 2007 EPM-IBF.RU
Копирование материалов разрешено в случае наличия письменного разрешения